В настоящий момент количество судов всех типов мирового флота насчитывает более, чем 100 тыс. единиц.
Система КИМС РМ спроектирована с учетом решения сразу двух важных задач:
- Оперативное получение информации о характеристиках (партикулярах и геопозиции) судов мирового флота (подробнее см. модуль «Управление флотом»);
- Оперативное использование произвольного судна мирового флота для расчета (модуль «Расчет рейса») и моделирования («Операционный модуль») коммерческой судовой деятельности компании.
Для оптимального решения обозначенных выше задач необходимо, с одной стороны, обладать обширной базой судов мирового флота, с другой стороны необходимо реализовать возможность удобного пользовательского редактирования характеристик судна, оказывающих влияние на процессы расчета и моделирования.
Именно поэтому, система КИМС РМ обладает двумя различными базами данных судов, которые условно можно охарактеризовать:
- «Техническая (грязная) база судов» — содержит порядка 250 тыс. наименований судов мирового флота. Регулярно обновляется и пополняется благодаря автоматическим алгоритмам поиска информации из открытых источников. Регулярно подвергается ручной обработке администраторами системы. Позволяет за несколько секунд осуществить поиск судна мирового флота, ознакомиться с доступными характеристиками судна, перейти к отслеживанию геопозиции судна.
- «Пользовательская (чистая) база судов» — по умолчанию не содержит ни одного наименования судна. Наполняется в результате взаимодействия пользователя с системой по описанным ниже правилам. Позволяет за несколько секунд приступить к использованию судна для расчета/моделирования рейса.
Поиск судна по технической базе
Поиск судов по технической базе возможен в нескольких различных местах системы:
- Интерфейс модуля «Управление флотом»;
- Личный кабинет пользователя;
- Интерфейс расчета рейса модуля «Расчет рейса»
- Справочник «Пользовательская (чистая) база судов».
В рамках данной статьи остановимся на последних двух пунктах из списка выше, так как именно они позволяют пользователю осуществить добавление судна из технической базы в пользовательскую для последующего использования и переиспользования в рамках процедуры расчета и моделирования рейса.
Для перехода в интерфейс расчета рейса модуля «Расчет рейса» необходимо, воспользовавшись левым боковым меню, нажатием на опцию «Estimation» перейти сначала на интерфейс «Список сделок» модуля «Расчет рейса», а затем нажатием на одну из кнопок типа сделок:
- «Voyage»
- «Cargo Relet»
- «Time Charter»
перейти к интерфейсу «Расчета рейса» модуля «Расчет рейса».
Поиск судна по технической базе осуществляется в секции «Vessel» («Судно»), которая является недоступной для использованиях до тех пор, пока для сделки не определено наименование. После введения наименования сделки в поле «Name», секция «Vessel» становится доступной для использования.
Для перехода в справочник «Пользовательская (чистая) база судов» необходимо, воспользовавшись левым боковым меню, нажатием на опцию «Vessels» перейти к справочнику «Пользовательская (чистая) база судов».
В справочнике располагаются суда, ранее добавленные в пользовательскую (чистую) базу судов. Для осуществления поиска судна по технической базе необходимо нажать на кнопку «+» добавления нового судна в пользовательскую (чистую) базу судов.
Располагающаяся на интерфейсе добавления нового судна в пользовательскую (чистую) базу секция «Vessel» (Судно) секция «Vessel» по функционалу идентична секции «Vessel» интерфейса «Расчет рейса» модуля «Расчт рейса», поэтому далее продемонстрируем способ добавления судна в пользовательскую (чистую) базу, а также редактирования характеристик судна на примере секции «Vessel» интерфейса «Расчет рейса».
Введите в поле «Name» секции «Vessel» несколько символов названия, или IMO, или MMSI судна, которое необходимо добавить в пользовательскую (чистую) базу. Система осуществит поиск подходящих под введенный критерий судов в технической (грязной) базе и пользовательской (чистой) базе судов и предложит найденные варианты.
Выберите искомое судно из предложенной системой выдачи. Доступные в пользовательской (чистой) базе или технической (грязной) базе характеристики судна подтянутся автоматически в поля секции «Vessel».
Сохранение судна в пользовательскую (чистую) базу
Если после выбора судна в секции «Vessel» присутствует мерцающая кнопка «Save vessel to directory» в правом верхнем углу секции, то это значит, что найденное судно присутствует только в технической (грязной) базе судов. По итогам редактирования найденного судна будет необходимо нажать на кнопку «Save vessel to directory» для добавления судна в пользовательскую (чистую) базу.
Заполнение/Корректировка информационных полей судна
На карточке судна присутствуют информационные поля, содержащие распространенные судовые партикуляры, которые будут являться предзаполненными, в случае присутствия по ним информации в технической (грязной) базе судов:
- Недоступные для пользовательского редактирования:
- «IMO» (International Maritime Organisation) — уникальный идентификатор судна в международной морской организации. Присваивается судну при постройке. Изменению не подлежит.
- «MMSI» (Maritime Mobile Service Identity) — временный уникальный идентификатор судна, суть: международны номер телефона морского объекта. Подлежит изменению каждый раз вместе с изменением регистра судна.
- Доступные для пользовательского редактирования (подробнее — см. справочник морских терминов):
- «DWT (Summer)» — дедвейт, величина, равная сумме масс переменных грузов судна, измеряемая в тоннах.
- «Draft» — осадка, глубина погружения судна в воду, расстояние самой углубленной точки подводной части судна от поверхности воды.
- «TPC» (tons per centimeter) — количество груза (тонн), при погрузке/выгрузке которого осадка судна увеличивается/уменьшается на один сантиметр.
- «AIS (Automatic Identification System) Type» — классификатор типа судна в соответствии с автоматической идентификационной системой (АИС).
- «DISP Owner» — контрагент, фактически осуществляющий распоряжение судном.
- «Build Year» — год постройки судна.
- «Build Country» — страна постройки судна.
- «GT» — валовая вместимость судна
- «GRT» — валовая регистровая вместимость судна
- «NT» — нетто-вместимость судна
- «BEAM» — ширина судна
- «LOA» — длина судна
- «Flag» — флаг судна.
Заполнение информационно-коммерческих показателей работы судна
Отдельного внимания заслуживают следующие информационные поля, которые необходимы для возможности выполнения расчета/моделирования сделки с использованием судна:
- Поле «BLST SPD» — содержит информацию о скорости судна (NM/hr, морских миль в час) при следовании в балласте (порожняком);
- Поле «LD SPD» — содержит информацию о скорости судна (NM/hr, морских миль в час) при следовании в грузу;
- Переключатель «Norm/Eco» — осуществляет переключение между режимами заполнения/отображения информации по скорости/потреблении топлива Экономичный — Обычный.
- Таблица «Main» — содержит информацию о потреблении топлива (MT/day, тонн/сутки) главным двигателем судна;
- Таблица «Aux» — содержит информацию о потреблении топлива (MT/day, тонн/сутки) вспомогательным двигателем судна;
Важно! Если по судну отсутствуют показатели скорости/потребления в обычных условиях и в условиях ECA/SECA для обычного или экономичного режима работы двигателей, то осуществление расчета/моделирования рейса на таком судне будет невозможным.
Ниже представим алгоритм заполнения информации по скорости/потреблению судна.
Укажите нормативное значение скорости в балласте (морских миль в час) в поле «BLST SPD».
Укажите нормативное значение скорости в грузу (морских миль в час) в поле «LD SPD».
Для указания норм потребления судном топлива при работе главного двигателя воспользуйтесь таблицей «Main»:
- Нажмите на кнопку «+» добавления новой строки в таблицу. В создавшейся строке укажите:
- Тип региона нахождения судна (NORM / ECA). Где NORM — это все регионы вне ECA. (Подробнее — см. ECA/SECA).
- В поле «TYPE» тип потребляемого топлива в указанном регионе нахождения судна. (Подробнее — см. Типы судового топлива).
- В поле «BAL» норматив расходования судном топлива (тонн/сутки) при следовании в балласте;
- В поле «LAD» норматив расходования судном топлива (тонн/сутки) при следовании в грузу;
- В поле «WORK» норматив расходования судном топлива (тонн/сутки) при работе судовых кранов в ходе выполнения грузовых операций;
- В поле «IDLE» норматив расходования судном топлива (тонн/сутки) при стоянке судна.
- Нажмите на кнопку «✓» сохранения добавленной строки.
Указание норм потребления судном топлива при работе вспомогательного двигателя происходит аналогичным образом с помощью редактирования таблицы «AUX».
Для внесения информации по скорости/потреблению при работе судна в экономичном режиме, переключите переключатель «Norm/ECO» в статус ECO и повторите описанные выше действия.
Обновление информации по судну в пользовательской (чистой) базе судов
Как уже было упомянуто ранее, на карточке судна может присутствовать кнопка «Save Vessel to directory».
Если кнопка находится в состоянии мерцания, то это значит, что редактируемое судно находится в технической (грязной) базе и для сохранения судна в пользовательскую (чистую) базу необходимо нажать на кнопку «Save vessel to directory».
Если кнопка не находится в состоянии мерцания, то это значит, что редактируемое судно уже находится в пользовательской (чистой) базе. Для сохранения внесенных изменений по судну в пользовательскую (чистую) базу судов необходимо нажать на данную кнопку.
При этом, для выполнения расчета рейса на обновленных данных по судну не обязательно транслировать сохраненные изменения характеристик судна в пользовательскую (чистую) базу.
Однако, для того, чтобы в рамках выполнения расчета следующих рейсов на отредактированном судне изменения, внесенные в рамках выполнения текущего расчета сделки подтянулись, необходимо нажать на кнопку «Save vessel to directory» для сохранения внесенных изменений в пользовательскую (чистую) базу судов.
Внимание! Для осуществления расчета рейса необходимо, чтобы используемое в расчете судно присутствовало в пользовательской (чистой) базе судов. Пожалуйста, обратите внимание на мерцающую кнопку «Save vessel to directory» и нажмите на нее для сохранения судна в чистую базу для продолжения расчета рейса.