Типы судового топлива

Морской транспорт до 2020 года считался одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Крекинг-мазут — самое популярное топливо для судов — содержит в составе в среднем 3,5% сернистых соединений. Для сравнения, содержание сернистых примесей в бензине и дизеле единственного допустимого в России класса экологичности Евро-5 не может превышать 0,001% от общей массы продукта. Но IMO Sulfur 2020 — принятое в 2020 году Международной морской организацией постановление, которым регламентируется содержание сернистых компонентов в топливе для речного и морского транспорта установило новое ограничение на предельное содержание сернистых соединений в допустимом к использованию топливе — не более 0,5%. Данное нововведение в корне поменяло ситуацию на рынке нефтепродуктов для судоходной отрасли.

Судовое тяжелое топливо

В рамках действующих ГОСТов выпускают две марки флотского мазута для ВМФ: Ф5 и Ф12, где числа — показатели вязкости топлива. Для коммерческого использования судовые топлива выпускают по более лояльным ТУ 0252-014-00044434-2001:ИФО-30 (аналог ISO-F-RMC 10) включает 30-40 % средне-дистиллятных продуктов, ИФО-180 (аналог ISO-F-RMC 25) — 8–15 %, ИФО-380 (аналог ISO-F-RMC 35) — менее 5 %.

• ИФО-30 (IFO (intermediate fuel oil)-30) По структурному составу соответствует марке Ф-5. В нем содержится примерно 30-40% средних дистиллятов и остаточных компонентов переработки нефти;

• ИФО-180 (IFO-180) Аналогичен топочному мазуту М-40, количество среднедистиллятных остатков, полученных в процессе нефтепереработке, составляет 8-15%;

• ИФО-380 (IFO-380) Основу состава составляют среднедистиллятные вещества (0,5%). Цифры в названии марки указывают на примерную вязкость при 50°С. Соответствует всем требованиям ГОСТа.

Легкое топливо

  • MGO (Судовой газойль) или лёгкое топливо — топливо с пониженным содержанием сернистых компонентов — менее 0.1% на килограмм готового топлива, однако по стоимости в среднем на 30-50% выше, чем представители класса тяжелого топлива. Именно MGO — основной вид топлива, которым бункеруют суда для прохода через зоны ECA — зоны, где действуют собственные правила и ограничения на выбросы отходов от сгорания судового топлива.
  • MDO — Топливо судовое дистиллятное (или иногда называют — морское дизельное топливо, международный стандарт ISO 8217).

Разделение топлив по сере, дымности и экологичности (условное разделение)

  • Топливо со сверхнизким содержанием серы (ULSFO), не более 0,10%
  • Топливо с очень низким содержанием серы (VLSFO), не более 0,50%
  • Мазут (IFO), содержание серы не более 3,50%
  • СПГ (LNG, сжиженный природный газ)
  • Прочие топлива

ULSFO 0,10% S — смесь мазутов и дистилятов для достижения минимального количества серы в топливе. Для применения в SECA/ECA зонах.

VLSFO 0,50% S — смесь мазутов и дистилятов для достижения минимального количества серы в топливе.

Моделирование процесса расходования топлива в КИМС РМ

В системе присутствует справочник типов судового топлива, позволяющий осуществить гибкую настройку приоретизации расходования топлива судном (для присутствующих на судне типов топлива).

Для перехода к справочнику типов необходимо воспользоваться боковым меню системы (подробнее — см. здесь) для перехода к «LISTS» — списку справочников системы. В открывшемся списке справочников системы необходимо выбрать опцию «FUELS».

По умолчанию в системе присутствует 7 типов судового топлива:
  • IFO 180;
  • IFO 380;
  • VLSFO;
  • ULSFO;
  • MGO;
  • MDO;
  • LNG.

По умолчанию первые три типа топлива не имеют отметки «ECA», что свидетельствует о том, что данные типы топлива не предназначены к использованию в регионах ECA. Ни один из типов топлива по умолчанию не имеет отметку «RESTRICTED», что свидетельствует о том, что все типы топлива могут быть использования для моделирования.

Очередность топлива в справочнике (значение в колонке SEQ) обозначает очередность расходования топлива на судне при моделировании:

Если на борту судна присутствует несколько подходящих под условия расходования типов топлива, то расходоваться в первую очередь будет топливо с наивысшим приоритетом (наименьшее значение в колонке SEQ).

В случае, если на судне заканчивается топливо не ECA типа, но присутствует топливо типа ECA, то моделирование процесса допустит использование судном топлива типа ECA для не ECA региона. Обратное, очевидно, не верно.

Пользователю доступны следующие действия при работ

  • Добавление топлива нового типа.
    Для этого необходимо нажать на кнопку «+» добавления новой строки в таблицу.
    Для вновь созданной строки необходимо заполнить поле «FUEL» названием нового типа топлива.
    В случае если новое добавляемое топливо может быть использовано в регионах ECA, то необходимо активировать чекбокс в колонке «ECA».
  • Изменение приоритета расходования топлив.
    Для этого необходимо воспользоваться кнопкой «☰» изменения порядка строк в таблице, которая расположена в левом углу каждой строки. Для строки с типом топлива, очередность которого необходимо изменить необходимо нажать на указанную кнопку и, не отпуская кнопку мыши, изменить порядок строки в таблице.
  • Пометка существующего типа топлива, как неиспользуемого.
    Для этого необходимо активировать чекбокс в колонке «RESTRICTED» соответствующей строки.