Расчет рейсового чартера (VC, Voyage Charter)

Выполнение расчета рейса типа «Грузоперевозка»
  1. Для выполнения расчета необходимо перейти в интерфейс «Estimator» и выбрать тип сделки «Voyage»:

Внимание! С помощью функционала «Copy Deal» копирования сделки в системе реализована возможность создания нового расчета рейса не с нуля, а на основании ранее выполненного расчета рейса. Подробнее см. Функционал копирования сделки.

2. Для начала расчета необходимо указать название расчета в поле «NAME»:

3. Далее, необходимо добавить судно в расчет. Подробнее о взаимодействии с секцией «Vessel» см. здесь.

4. Далее, необходимо определить параметры грузоперевозки.

Для этого необходимо:

  • Внести фрахтователя в поле «CHARTERER» — данное поле является опциональным и может быть оставлено незаполненным. Данное поле представляет собой выпадающий список, где доступными для выбора являются контрагенты из справочника контрагентов (подробнее — см. Справочник контрагентов);
  • Внести груз в поле «CARGO» — данное поле является опциональным и может быть оставлено незаполненным. Данное поле представляет собой выпадающий список, где доступными для выбора являются грузы из справочника грузов (подробнее — см. Справочник грузов);
  • Внести порт погрузки в поле «L PORT» — данное поле является обязательным. Без него расчет сделки не может быть выполнен. Данное поле представляет собой выпадающий список, где доступными для выбора являются порты из справочника портов (подробнее — см. Справочник портов);
  • Внести порт выгрузки в поле «D PORT» — данное поле является обязательным. Без него расчет сделки не может быть выполнен. Данное поле представляет собой выпадающий список, где доступными для выбора являются порты из справочника портов.

После заполнения полей «L PORT» и «D PORT» система сформирует маршрут между указанными портами и отобразит его в таблице «Sequence».

Однако, работа с секцией «Cargo» еще не закончена, далее необходимо:

  • Внести значение начала периода подачи судна в порт погрузки в поле «LAY FROM» — данное поле является опциональным и может быть оставлено незаполненным;
  • Внести значение окончания периода подачи судна в порт погрузки в поле «LAY TO» — данное поле является опциональным и может быть оставлено незаполненным;
  • Внести количество груза в поле «Quan» — данное поле является опциональным и может быть оставлено незаполненным. Однако, если в поле «TYPE» (см. ниже) не будет выбрано значение «LMPS», то незаполненное поле «Quan» приведет к нулевой выручке по рассчитываемой сделке;
  • Внести единицы измерения груза в поле «DIM»:
    • «MT» — если внесенное в поле «Quan» количество груза выражается в метрических тоннах;
    • «BAG» — если внесенное в поле «Quan» количество груза выражается в тюках;
    • «SQM» — если внесенное в поле «Quan» количество груза выражается в занятой площади палубы (кв.м);
    • «TEU» — если внесенное в поле «Quan» количество груза выражается в двадцатифутовых эквивалентах (контейнер);
    • «FEU» — если внесенное в поле «Quan» количество груза выражается в сорокафутовых эквивалентах (контейнер).
  • Внести тип груза в поле «Type»:
    • «Bulk» — если перевозимый груз является насыпным/навалочным;
    • «GC» — если перевозимый груз является генеральным;
    • «LBULK» — если перевозимый груз является наливным;
    • «LMPS» — если оплата за перевозимый груз указывается без привязки к типу и количеству груза;
    • «OTHR» — прочий груз;
    • «RoRo» — если перевозимый груз является грузом на колесной базе.
  • Внести ставку фрахта в поле «FRT»:
    • Если тип груза в поле «Type» НЕ равен «LMPS», то введенная в данное поле ставка фрахта в произведении с указанным в поле «QUAN» количеством груза и за вычетом комиссий сформирует выручку калькулируемого рейса;
    • Если тип груза в поле «Type» равен «LMPS», то введенная в данное поле ставка фрахта за вычетом комиссий сформирует выручку калькулируемого рейса независимо от указанного в поле «Quan» количества груза.
  • Величину адресной комиссии в поле «ADC» — начисляемая на брутто-выручку по рассчитываемой сделке комиссия, удерживаемая в пользу фрахтователя (скидка);
  • Величину брокерской комиссии в поле «BRC» — начисляемая на брутто-выручку по рассчитываемой сделке комиссия, удерживаемая в пользу брокера (вознаграждение брокера).

В результате заполнения секции «Cargo» расчет рейса приобрет следующий вид:

Прогнозируемая брутто-выручка по сделке за перевозку 30,000 MT угля: 30,000 МТ * 30 USD/MT = 900,000 USD
Прогнозируемый размер комиссии составит: 900,000 USD * 5% = 45,000 USD

Внимание! Система позволяет при расчете рейса ввести несколько портов погрузки/выгрузки. Подробнее — см. Добавление нескольких портов погрузки/выгрузки при расчете рейса типа VC.

5. Далее необходимо запланировать маршрут выполнения рейса. Исходя из информации о порте погрузки и выгрузки из секции «Cargo» система сформировала предварительный маршрут между указанными в секции «Cargo» портами.

Пользователю запрещено удалять и/или изменять автоматически сформированные на основании данных секции «Cargo» порты в таблице Sequence.

Для внесения дополнительного порта необходимо:

  • Нажать на кнопку «+» добавления нового порта в таблицу «Sequence».
  • Внести несколько символов наименования требующегося порта в поле «Port» появившейся строки;
  • Нажать на кнопку «✓» сохранения новой строки.

По умолчанию новый порт будет добавлен первым в таблицу «Sequence».

Добавление нового порта St Petersburg в таблицу «Sequence»

Для перемещения изменения последовательности портов в таблице «Sequence» необходимо воспользоваться кнопкой «☰» изменения очередности строк в таблице «Sequence».
Для удаления вручную добавленного порта в таблицу «Sequence» необходимо нажать на кнопку «—» удаления строки из таблицы «Sequence».

После того, как структура последовательности портов определена, можно нажатием на кнопку «View Route» открыть модальное окно визуального отображения сформированного маршрута.

Модальное окно визуального отображения маршрута рассчитываемого рейса

По умолчанию система автоматически построит кратчайший (с точки зрения расстояния) маршрут с учетом конфигурации:

  • Каналов, допустимых к проходу;
  • Избегания зон ECA;
  • Избегания удаления от портов-убежищ более, чем на 100 миль.

Подробнее о том, как, изменяя конфигурации производить тонкую настройку маршрута — см. Конфигурация маршрута с учетом ограничений.

Внимание! Функционал системы позволяет добавлять в таблицу «Sequence» не только морские порты, но и российские речные порты (система ЕГТС). Тем самым система позволяет строить маршруты переходов не только между морскими портами, но и между речными портами, а также смешаные маршруты (река-море). При этом применяется специальная логика учета нормативного времени прохода по речной системе. Подробнее — см. Использование российских речных портов (ЕГТС).

Подробнее остановимся на секции «Sequence».

Секция «Sequence»

Секция «Sequence» состоит из:

  • Заголовка, который в свою очередь состоит:
    • Панели быстрого определения конфигурации ограничений построения маршрута (подробнее — см.Подробнее о том, как, изменяя конфигурации производить тонкую настройку маршрута — см. Конфигурация маршрута с учетом ограничений), содержащей флаги:
      • «SUEZ»
      • «PANAMA»
      • «KIEL»
      • «100 NM»
    • Кнопка «View route» открытия модального окна визуального отображения маршрута;
    • Информационного поля отображения информации об общей протяженности построенного маршрута и протяженности части маршрута, приходящейся на регион ECA.
    • Информационного поля временной продолжительности сконфигурированного рейса, состоящего из частей:
      • «Sail» — суммарное время переходов между портами;
      • «Port» — суммарное время грузовых операций;
      • «Port Add» — суммарное время простоя в порту.
  • Таблицы, состоящей из колонок:
    • «Port» — содержит наименование порта;
    • «Oper» — содержит список операций, планируемых к выполнению в порту:
      • «S» — старт, автоматически проставляется системой в первый порт следования рассчитываемого рейса;
      • «F» — финиш, автоматически проставляется системой в последний порт следования рассчитываемого рейса;
      • «L» — погрузка, автоматически проставляется системой в определенный в секции «Cargo» порт погрузки;
      • «D» — выгрузка, автоматически проставляется системой в определенный в секции «Cargo» порт выгрузки. Может быть вручную изменен пользователем (подробнее см. Добавление нескольких портов погрузки/выгрузки при расчете рейса типа VC);
      • «B» — бункеровка может быть вручную проставлено/удалено пользователем;
      • «DL» — доставка судна от судовладельца. Проставляется системой автоматически на этапе фиксации. Подробнее см. Процесс фиксации.
      • «RDL» — возврат судна судовладельцу. Проставляется системой автоматически на этапе фиксации. Подробнее см. Процесс фиксации.
    • «CANAL» — содержит перечень разрешенных каналов к проходу на этапе от порта предыдущей строки таблицы «Sequence» до текущей. Позволяет выполнить конфигурацию маршрута. Подробнее см. Конфигурация маршрута с учетом ограничений.
    • «DIST» — отражает информацию о протяженности (морских миль) участка маршрута от порта предыдущей строки таблицы «Sequence» до текущей.
    • «ECA» — отражает информацию о протяженности (морских миль) участка маршрута от порта предыдущей строки таблицы «Sequence» до текущей, проходящей по региону ECA.
    • «✓» — допустимости прохода по зоне ECA на этапе от порта предыдущей строки таблицы «Sequence» до текущей. Подробнее см. Конфигурация маршрута с учетом ограничений.
    • «SPEED» — отражает информацию о скорости судна (морских миль в час) на этапе перехода от порта предыдущей строки таблицы «Sequence» до текущей. По умолчанию содержит скорости для нормального режима работы двигателей, BALAST — при следовании судна в балласте и LADEN при следовании судна в грузу. Может быть вручную отредактировано пользователем.
    • «W.F» (Weather Factor) — коэффициент влияния погодных условий. Позволяет увеличить время перехода от порта предыдущей строки таблицы «Sequence» до текущей на введенное число %.
    • «SAIL» — время перехода (дней), затрачиваемое на переход от порта предыдущей строки таблицы «Sequence» до текущей, рассчитывается по формуле: («DIST» / «SPEED» / 24) * (1 + «W.F»).
    • «#» — идентификатор груза, для которого планируется осуществление грузовой операции в порту. Автоматически проставляется системой на этапе генерации таблицы «Sequence» в результате внесения информации о портах погрузки/выгрузки в секции «Cargo». Может быть вручную изменено пользователем. Подробнее — см. Добавление нескольких портов погрузки/выгрузки при расчете рейса типа VC;
    • «CARGO QUAN» — количество груза (тонн), для которого планируется осуществление грузовой операции в порту. Автоматически проставляется системой на этапе генерации таблицы «Sequence» в результате внесения информации о портах погрузки/выгрузки в секции «Cargo». Может быть вручную изменено пользователем. Подробнее — см. Добавление нескольких портов погрузки/выгрузки при расчете рейса типа VC;
    • «L/D Rate» — норматив погрузки/выгрузки (тонн/сутки). Вводится пользователем и влияет на планируемое время погрузки/выгрузки в порту. Подробнее см. Планирование времени погрузки/выгрузки на этапе расчета рейса;
    • «Term» — условия рабочего времени в порту. Вводится пользователем и влияет на планируемое время погрузки/выгрузки в порту. Подробнее см. Планирование времени погрузки/выгрузки на этапе расчета рейса.
    • «Port Est» — расчетное время (дней) нахождения в порту в работе, при выполнении операции погрузки/выгрузки. Может быть автоматически вычислено системой, исходя из параметров: «CARGO QUAN», «L/D Rate», «Term», «Port Add», «ARR». Может быть внесено пользователем вручную. Подробнее см. Планирование времени погрузки/выгрузки на этапе расчета рейса .
    • «Port IDL» — расчетное время (дней) нахождения в порту в простое, при выполнении операции погрузки/выгрузки. Вычисляется системой автоматически, исходя из параметров: «CARGO QUAN», «L/D Rate», «Term», «Port Add», «ARR». Подробнее см. Планирование времени погрузки/выгрузки на этапе расчета рейса .
    • «DEM» — ставка за превышение сталийного времени (USD/день). Вносится пользователем вручную.
    • «DES» — ставка за контр-сталийное время (USD/день). Вносится пользователем вручную.
    • «DA» — оценочная стоимость портового судозахода;
    • «PORT ADD» — дополнительное время в порту (дней). Для порта совершения погрузочно-выгрузочной операции отражает время с момента прибытия в порт и непосредственно до начала погрузки/выгрузки. Для порта прочей операции отражает время на осуществление прочей операции;
    • «ARR» — дата прихода в порт. Может быть выставлено вручную пользователем для первого порта последовательности портов «Sequence». Для последующих портов автоматически вычисляется системой, исходя из полей: «DEP» предыдущей строки, «SAIL» текущей строки;
    • «DEP» — дата выхода из порта. Автоматически вычисляется системой, исходя из полей «ARR», «PORT EST», «PORT ADD» текущей строки.
Заполненная таблица Sequence

6. В секции «Bunker» в режиме «FAST» система отображает автоматически вычисленный расход топлива по типам, исходя из информации о нормах потребления в секции «Vessel» и об операциях в таблице «Sequence» по следующей логике:

НЕ ECA топливо:

(SAIL НЕ ECA BALLAST)*(CONSUMPTION НЕ ECA BALLAST) + (SAIL НЕ ECA LADEN)*(CONSUMPTION НЕ ECA LADEN)

ECA топливо:

(SAIL ECA BALLAST)*(CONSUMPTION ECA BALLAST) + (SAIL ECA LADEN)*(CONSUMPTION ECA LADEN) + (PORT EST — IDL) * WORK + (IDL + PORT ADD * IDL + SAIL*(AUX at SEA) + (PORT EST — IDL)*(AUX at WORK)+ (PORT ADD+IDL)*(AUX at IDL)

Автоматически рассчитанное системой потребление топлива

Для получения информации о рассчетном потреблении топлива для совершения рейса в денежном эквиваленте необходимо внести рыночную стоимость топлива за 1 МТ топлива по типам. В результате система отразит информацию о денежном эквиваленте рассчетного потребления топлива в рамках рассчитываемой сделки.

Денежный эквивалент потребления топлива на рассчитываемую сделку

Внимание! Функционал системы предусматривает возможность детального планирования расходов топлива судном (метод FIFO). Подробнее — см. Процесс фиксации

7. В последней секции «FINANCE» необходимо указать:

  • Суточную себестоимость судна (брейкивен). Для этого, введите:
    • Значение суточной себестоимости судна в поле «HIRE PER DAY»;
    • Значение дополнительной надбавки (чаще всего присутствует при использовании судна на правах Time Charter аренды) на стоимость судна «CVE PER 30 DAYS»;
    • В поле «ADDRESS COMMISSION» — Значение комиссии, удерживаемой в пользу фрахтователя (осуществляющего расчет) с величины «HIRE PER DAY»;
    • В поле «BROKER COMMISSION» — Значение комиссии, удерживаемой в пользу брокера с величины «HIRE PER DAY»;
  • Прочие расходы. Для этого нажатием на кнопку «+» таблицы «MISCELLANEOUS» добавьте несколько строк (по одной для каждого прочего расхода в таблицу «MISCELLANEOUS»). В каждой строке необходимо заполнить:
    • Поле «Amount» величины прочего расхода;
    • Поле «Payments» типа расхода:
      • Опция «ONCE» свидетельствует о том, что внесенное в поле «Amount» значение — расход целиком;
      • Опция «PER DAY» свидетельствует о том, что внесенное в поле «Amount» значение — суточный расход. Для получения расхода, соответствующего данной строке таблицы система умножит значение из поля «Amount» на расчетную продолжительность рейса;
    • Поле «Type», позволяющее выбрать расход из предварительного списка возможных расходов:
      • «EXTRA INSURANCE» — для указания расходов на дополнительную страховку;
      • «CANAL 1», «CANAL 2», «CANAL 3» — для указания расходов на проход каналов;
      • «DA» — для указания дополнительных портовых расходов;
      • «EXTRA FEE» — для указания дополнительных расходов;
      • «ILOHC» — для указания расхода «вместо чистки трюмов»;
      • «Other» — для указания прочих расходов.
    • Поле «COMMENT» для ручного ввода комментария к запланированному прочему расходу.

Внимание! Функционал системы позволяет на этапе выполнения расчета рейса указывать все финансовые показатели в любой валюте с последующим автоматическим приведением финансового результата к одной выбранной валюте (базовая валюта сделки). Подробнее — см. Модуль мультивалютности (кросс-курсы)

8. Итоговый расчет рейса доступен для выгрузки в .PDF файл.
Для этого необходимо нажать на кнопку «Export» в заголовке интерфейса расчета сделки модуля «Расчет сделки».