Модуль «Расчет рейса»

В отрасли перевозок насыпных/навалочных грузов водным транспортом широко распространены следующие типы сделок:

  • Грузоперевозка (рус.) — Voyage Charter (англ.) — VC (сокр.)
  • Тайм-чартер (рус.) — Time Charter (англ.) — TC (сокр.)
  • Перепродажа грузоперевозки (рус.) — Cargo Relet (англ.) — CR (сокр.)

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных выше типов сделок.

Грузоперевозка (Voyage Charter, VC)

Суть сделки типа «Грузоперевозка» является физическая перевозка груза одной компанией (судовладелец) по заказу другой компании (фрахтователь) за денежное вознаграждение.
Схематично, структура сделки типа «Грузоперевозка» состоит из следующих элементов:

  • Следование судна порожняком, как правило, в первый порт погрузки (балластный переход/Ballast leg) — опционально. Наиболее удачным случаем считается ситуация, когда порт погрузки судна в новом рейсе соответствует порту окончания предыдущего рейса.
  • Погрузка груза (loading) — обязательно. В рамках одной сделки может происходить погрузка нескольких различных грузов в нескольких различных портах. 
  • Следование судна с грузом, как правило, в порт выгрузки (laden leg) — обязательно. В рамках одной сделки может присутствовать несколько портов погрузки и выгрузки, которые могут чередоваться между собой.
  • Разгрузка груза (discharging) — обязательно. В рамках одной сделки может происходить разгрузка нескольких различных грузов, в нескольких различных портах. Первая операция разгрузки должна идти строго после первой операции погрузки. Однако, дальше возможны чередования.
  • Портовый заход для осуществления прочих операций — опционально:
    • Бункеровка (рус.) — Bunkering (англ.): Заправка судна бункерным топливом.
    • Мелкий ремонт 
    • Крупный ремонт (рус.) — Dry Docking (англ.)

Тайм-чартер (Time Charter, TC)

Тайм-чартерная аренда подразумевает передачу судна в аренду вместе со всем необходимым для осуществления перевозок на таком судне — оборудование, команда, ГСМ, и тд.
Схематично, структура сделки типа «Тайм-чартер» состоит из следующих элементов:

  • Следование судна порожняком в порт передачи судна в аренду (балластный переход/ballast leg) — опционально. Наиболее удачным случаем считается ситуация, когда порт передачи судна в аренду в новом рейсе соответствует порту окончания предыдущего рейса.
  • Передача судна в аренду (Доставка судна — Delivery) — обязательно. Сопровождается актом передачи судна в аренду (Delivery Notice), в котором отражается:
    • Дата и время передачи судна в аренду;
    • Количество топлива на момент передачи судна в аренду;
    • Арендодатель;
    • Арендополучатель.
  • Возврат судна из аренды (Возврат судна — Redelivery) — обязательно.
    Сопровождается актом приема судна из аренды (Redelivery Notice), в котором отражается:
    • Дата и время возврата судна из аренды;
    • Количество топлива на момент возврата судна из аренды;
    • Арендодатель;
    • Арендополучатель.
  • Выведение судна из аренды (Время “вне аренды” — Offhire) — опционально. Девиантный процесс, который возникает в случае, если судно по каким-то причинам не может выполнять инструкции арендополучателей должным образом и в полном объеме. 
  • Заправка судна топливом (Бункеровка (рус.) — Bunkering (англ.) — опционально. Может быть осуществлена как в интересах арендодателя, так и в интересах арендополучателя. Может быть осуществлена как за счет арендодателя, так и за счет арендополучателя с последующими взаиморасчетами.

Перепродажа грузоперевозки (Cargo Relet, CR)

Суть сделки типа «Перепродажа грузоперевозки» является процесс поиска груза и согласовать условия перевозки, являясь перевозчиком, как в случае с классической сделкой типа «Грузоперевозка». Однако, затем необходимо найти конечного грузоперевозчика и согласовать условия перевозки, являясь фрахтователем.
Как правило две “зеркальных” сделки типа «Грузоперевозка», отличающихся друг от друга только коммерческими условиями:

  • Стоимость перевозки;
  • Условия погрузки и выгрузки.

Бизнес-процесс

В компании, заказывающей (фрахтователь) или осуществляющей (судовладелец) грузоперевозки водным транспортом присутствует специальная роль «фрахтового менеджер», которая отвечает за согласование условий грузоперевозки (заказываемой или предоставляемой соответственно).

В рамках процесса согласования условий грузоперевозки, стороны согласовывают шаблон договора на перевозку (Charter Party, CP) и составляют краткую выжимку договора (RECAP), содержащую адаптированные под согласовываемую сделку пункты согласованного шаблона договора. Как правило, в этих пунктах содержится информация о:

  • Судне, на котором планируется осуществить грузоперевозку;
  • Судовладельце (Исполнителе по контракту по грузоперевозке);
  • Фрахтователе (Заказчика по контракту по грузоперевозке);
  • Количестве, типе груза и вознаграждении за перевозку, величины комиссий, применяемых на вознаграждение;
  • Сроках подачи судна в первый порт погрузки;
  • Портах погрузки и портах выгрузки:
    • Последовательность портов;
    • Ставка погрузки/выгрузки;
    • Условия по работе в порту;
    • Размер Demurrage/Despatch.
  • Портах выгрузки.

При согласовании условий сделки типа «Тайм-чартер» фрахтовые менеджеры двух компаний обсуждают следующие пункты о:

  • Судне, которое планируется передать/принять в аренду;
  • Судовладельце (Арендодателе по контракту на тайм-чартерную аренду);
  • Фрахтователе (Арендополучателе по контракту на тайм-чартерную аренду);
  • Срок подачи судна в порт доставки судна;
  • Продолжительность аренды;
  • Допустимые регионы использования судна во время аренды;
  • Арендная плата: размер, величины комиссий;
  • Количество топлива на борту судна на момент доставки/возвращения судна. Порядок и стоимость взаиморасчетов за топливо.

При согласовании условий сделки типа «Перепродажа грузоперевозки» дважды происходит процедура переговоров, аналогичная процедуре, выполняемой при согласовании условий сделки типа «Грузоперевозка».

Реализация в системе КИМС РМ

В момент согласования условий договора на сделку, независимо от типа, фрахтовый менеджер должен учесть большое количество параметров, для того, чтобы определить оптимальное вознаграждение.

Помимо перечисленных выше параметров, следующие параметры необходимо принимать во внимание (находится вне зоны ответственности и интересов фрахтователя, поэтому не присутствует в договоре):

  • Текущее местоположение судна;
  • Дата и время момента завершения текущих операций по судну;
  • Количество и стоимость топлива на борту судна;
  • Рыночная стоимость топлива по мировым портам;
  • Стоимость судна;
  • Стоимость портовых заходов в порты рейса.

При этом, на этапе согласования условий договора важна оперативность, данный процесс как правило занимает часы. Модуль расчета рейса позволяет фрахтовому менеджеру выполнить расчет рейса любого из трех типов всего за несколько минут.

Подробнее: